Несмотря на возобновление выпуска стентов на заводе «Ангиолайн», ситуация остаётся нестабильной: вопреки решению суда, регистратор «НРК Р.О.С.Т.» не возвращает основателям компании их акции, подвешивая утверждение гендиректора.
21 июля Арбитражный суд Западно-Сибирского округа отменил решения первых двух инстанций по иску миноритарных акционеров АО «Ангиолайн» Натальи Лебедевой и компании Health Care Solutions из Люксембурга об исключении из общества Андрея Кудряшова и Алексея Французова, владевших на двоих 75% акций. Таким образом, суд определил вернуть создателям бизнеса акции, а Кудряшову — ещё и полномочия гендиректора. Иск отправлен на новое рассмотрение. Лебедева обжаловала решение кассации в Верховном суде, а 27 июля её иск об отзыве регистрационных удостоверений для производства стентов компанией «Р-Васкуляр», созданной Французовым, был отклонён Арбитражным судом Новосибирской области.
Ранее Федеральная налоговая служба отказалась подтверждать полномочия Лебедевой в качестве гендиректора «Ангиолайна». Государственные структуры взялись разворачивать ситуацию после того, как на заводе остановилось производство, а создатели компании обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой провести проверку, почему один из немногих успешных импортозамещающих проектов в отечественном здравоохранении оказался под угрозой ликвидации в интересах иностранцев. Прекращение производства жизненно важных медицинских изделий, к которому вёл раздутый Лебедевой и её иностранными партнёрами конфликт, могло фатально сказаться на снабжении клиник стентами.
Особую роль в развитии событий сыграл регистратор — московское АО «НРК Р.О.С.Т.». Когда суд апелляционной инстанции вынес беспрецедентное решение в пользу Лебедевой о лишении Кудряшова и Французова акций, регистратор без вопросов и объяснений списал доли предпринимателей на казначейский счёт. При этом в тексте судебного решения не было соответствующих указаний. Исполнительные листы на списание акций судами не выдавались. От акционеров соответствующих распоряжений не было. Остаётся непонятным, на основании чего в «НРК Р.О.С.Т.» приняли решение о списании акций.
Также регистратора не озаботил вопрос выплаты компенсаций за акции, хотя об этом в решении суда говорилось прямо. При этом, по логике законодательства, компенсация должна была предшествовать списанию акций. Выглядит ситуация так, что Кудряшова и Французова поспешно лишили влияния на их компанию. Действия «НРК Р.О.С.Т.» дали Лебедевой формальный повод собрать своё собрание акционеров и отголосовать вопрос о назначении её гендиректором (как уже было сказано выше, это решение отказалась подтверждать ФНС).
Теперь, когда вышестоящий суд вернул акции основателям «Ангиолайна», в обществе царит формальное безвластие. Контроль вернулся Кудряшову и Французову, но последнее собрание акционеров АО, пусть и сомнительное с точки зрения законности, проголосовало за назначение гендиректором Лебедевой. Теперь мажоритарные акционеры должны провести своё легитимное собрание и восстановить полномочия Кудряшова, как гендиректора, де-юре. Но для этого им нужно вернуть акции. А в «НРК Р.О.С.Т.» с этим не спешат, несмотря на жалобы Кудряшова и Французова в разные инстанции.
Есть ощущение, что регистратор как специально затягивает неопределённость, сохраняя для Лебедевой и её иностранных партнёров возможность каких-то маневров. Это противоречит позиции госорганов, последовательно показывающих заинтересованность в сохранении единственного в России промышленного производства стентов. Именно в связи с настоятельными просьбами чиновников основатели «Ангиолайна» убедили сотрудников вернуться на завод и возобновить производство, не дожидаясь решения кассационной инстанции.
Напомним, что 23 июня Кудряшов и Французов направили письмо Владимиру Путину с просьбой разобраться в ситуации, которая привела к закрытию единственного российского завода, в промышленных объёмах производившего коронарные стенты для оперирования больных сердечными заболеваниями. «В рамках реализации государственной политики по импортозамещению критически важных медицинских изделий и препаратов, компания «Ангиолайн» с 2014 года увеличила производство отечественных стентов для использования в сердечной хирургии, заняв 30% национального рынка. Таким образом, удалось потеснить поставщиков стентов из США, до того обладавших фактической монополией в России, — написано в письме. — Активный рост отечественных поставок привёл к снижению стоимости закупки стентов в 2,5 раза, что обернулось для поставщиков из США существенным снижением прибыли».
Производство на заводе «Ангиолайн» в Новосибирской области было остановлено вследствие корпоративной атаки на создателей компании. «Оплата за акции, приобретённые в 2013 году в интересах Лебедевой, также пришла из-за рубежа — от компании Plazma Limited (Кипр). Есть основания утверждать, что главной целью атаки против мажоритарных акционеров АО «Ангиолайна» был не захват производства стентов, а его уничтожение», — говорилось в письме Кудряшова и Французова. Главный аргумент в пользу этой версии, по их мнению, это заведомая невозможность продолжать производство в случае исключения создателей бизнеса из числа акционеров: авторские права на разработки принадлежат Кудряшову.
Лебедева пыталась использовать в своих целях правоохранительные органы, и даже добилась возбуждения уголовного дела, позволившего наложить арест на оборудование. Однако следствие не препятствовало возобновлению производства. Силовики почувствовали тренд на поддержку импортозамещения. Теперь в их фокус могут попасть действия регистратора, оставляющего Лебедевой «калитку возможностей»: то ли в «НРК Р.О.С.Т.» не понимают, что вошли в противофазу с государственной политикой, то ли выбирают этот курс осознанно.