Создатели компании «Ангиолайн» по настоянию госорганов возобновили производство стентов и иной медицинской продукции. Надолго ли — зависит от рассмотрения кассационной жалобы на решение, которым они были исключены из АО.
Производственный комплекс «Ангиолайна» был остановлен в июне вследствие массового ухода специалистов, спровоцированного сменой руководства компании. Основываясь на решении суда об исключении из общества Андрея Кудряшова и Алексея Французова, владевших 75% акций, миноритарный акционер Наталья Лебедева избрала себя новым гендиректором. В глазах сотрудников «Ангиолайна» это стало созвучно прекращению производства.
Остановка уникального предприятия, занимавшего треть российского рынка стентов, и обращение Кудряшова с Французовым с открытым письмом к президенту Владимиру Путину не остались незамеченными государством. Налоговая инспекция отказала в госрегистрации решения о назначении Лебедевой директором. Поскольку в этом контексте Кудряшов остаётся руководителем предприятия, чиновники убедили его и Французова восстановить производство жизненно важных медизделий. Перспективы зависят от решения, которое вынесет кассационная инстанция по жалобе на вердикт об исключении из состава акционеров. Это может случиться уже 21 июля.
Напомним, что 23 июня Кудряшов и Французов направили письмо Владимиру Путину с просьбой поручить правоохранительным органам разобраться в ситуации, которая привела к закрытию единственного российского завода, в промышленных объёмах производившего коронарные стенты для оперирования больных сердечными заболеваниями. «В рамках реализации государственной политики по импортозамещению критически важных медицинских изделий и препаратов, компания «Ангиолайн» с 2014 года увеличила производство отечественных стентов для использования в сердечной хирургии, заняв 30% национального рынка. Таким образом, удалось потеснить поставщиков стентов из США, до того обладавших фактической монополией в России, — написано в письме. — Активный рост отечественных поставок привёл к снижению стоимости закупки стентов в 2,5 раза, что обернулось для поставщиков из США существенным снижением прибыли. Несмотря на очевидную выгоду для государственного бюджета, к лету 2022 года события развернулись так, что отечественное производство стентов может прекратиться, а судьба 200 тысяч россиян, страдающих сердечными заболеваниями, будет зависеть от милости компаний из США, которые либо вернут рынок России под свой полный контроль, либо остановят поставки».
Производство на заводе «Ангиолайн» в Новосибирской области было остановлено вследствие корпоративной атаки на создателей компании. «Миноритарные акционеры Наталья Лебедева и компания Health Care Solutions (Люксембург), владеющие 25% акций АО «Ангиолайн», при поддержке нескольких судей арбитражных судов создали прецедент, способный спровоцировать волну корпоративных конфликтов нового уровня, ведущих к разрушению даже самых стабильных компаний», — говорилось в письме. Авторы подчеркнули, что компания оказалась под контролем Лебедевой и стоящих за ней иностранных акционеров. «Оплата за акции, приобретённые в 2013 году в интересах Лебедевой, также пришла из-за рубежа — от компании Plazma Limited (Кипр). Есть основания утверждать, что главной целью атаки против мажоритарных акционеров АО «Ангиолайна» был не захват производства стентов, а его уничтожение», — считают Кудряшов и Французов. Главный аргумент в пользу этой версии, по их мнению, это заведомая невозможность продолжать производство в случае исключения создателей бизнеса из числа акционеров.
«Для выпуска сложных медицинских изделий необходимы специальные помещения и оборудование, квалифицированные кадры, выверенные логистические цепочки. Завод можно захватить, людей — переманить или нанять новых. Но воссоздать производство стентов без лицензии, без авторских прав на разработки, без группы ключевых инженеров, невозможно, — утверждается в письме. — В случае «Ангиолайна» лицензией владеет лично Андрей Кудряшов, как изобретатель изделий. Поэтому изначально было понятно, что исключение его из состава акционеров компании приведёт к лишению «Ангиолайна» возможности производить стенты».
Попытку перезапустить производство и дистрибуцию Французов и Кудряшов сделали через новую компанию «Р-Васкуляр». Но, по словам Французова, понадобились бы годы работы, чтобы заместить «Ангиолайн». При этом новое производство тоже стало мишенью. «Лебедева и иностранные акционеры АО «Ангиолайн» продолжают атаку, задействуя сотрудников правоохранительных органов и добиваясь уголовного преследования Андрея Кудряшова и Алексея Французова по надуманным поводам. Подаются судебные требования с целью остановить производство в компании «Р-Васкуляр», и тем самым добиться полного прекращения производства стентов на всех площадках», — утверждается в письме Путину. Известно, что в рамках расследования уголовного дела о превышении полномочий в «Ангиолайне», возбуждённого множественными стараниями Лебедевой, следствие уже накладывало арест на часть оборудования «Р-Васкуляр».
Счёт нуждающихся в стентировании в России ежегодно идёт на сотни тысяч, а в нынешнем году врачи отмечают рост числа больных-сердечников. Перспектива лишиться собственного производства стентов обеспокоила некоторых высокопоставленных чиновников. «Нас убедительно попросили восстановить производство на «Ангиолайне». Управленческих препятствий сейчас как бы нет, пока налоговая не согласовала назначение Лебедевой, — комментирует Французов. — Мы решили пойти навстречу, убедили часть сотрудников вернуться на производство. Но это может быть временное решение».
Восстановление производства на «Ангиолайне» не похоже на часть бизнес-процесса. Это реакция на запрос госорганов, заинтересованных в сохранении курса на импортозамещение. Если чиновники на том и успокоятся, решив, что ситуация нормализовалась сама собой, в скором будущем может случиться новый неприятный сюрприз с более масштабными последствиями. Отказ кассационной инстанции в жалобе на исключение из числа акционеров, скорее всего, лишит налоговую аргументов не согласовывать назначение Лебедевой директором. А это, как показал июнь, будет однозначным сигналом сворачивать производство в «Ангиолайне».