Один из крупнейших отечественных разработчиков и производителей медизделий для интервенционной кардиологии новосибирская компания «Ангиолайн», сумевшая за 10 лет взять под контроль пятую часть российского рынка коронарных стентов, попала в зону турбулентности. Раскачать величественную башню «Ангиолайна», выстоявшую под натиском именитых заокеанских конкурентов и местных единых поставщиков, удалось собственным акционерам. На рассмотрении Арбитражного суда Новосибирской области сейчас находятся сразу несколько исков бывших и нынешних совладельцев компании, а заодно – встречных претензий собственников к инвесторам успешного инновационного проекта.
Жертвой разбирательств уже пали 1,9 млн акций АО «Ангиолайн» общей стоимостью 142,5 млн рублей – больше половины уставного капитала, – на которые арбитраж в середине ноября наложил обеспечительный арест. Vademecum, углубившийся в дебри сложносочиненного конфликта, обнаружил в числе сегодняшних совладельцев «Ангиолайна» структуры инвестгруппы «Абсолют» миллиардера Александра Светакова.
Разобраться в происходящем сегодня не получится без ретроспективы. Компания «Ангиолайн» была основана в 2007 году в Новосибирске Андреем Кудряшовым и Алексеем Французовым. Бизнес выстраивался партнерами последовательно и кропотливо, что привело их к заслуженному призу – доле в 20% российского рынка коронарных стентов.
По данным СПАРК-Интерфакс, за 2017 год выручка основного юрлица компании превысила 730 млн рублей. «Ангиолайн» участвует в солидных инвестпроектах: компания стала резидентом биотехнопарка «Кольцово», где намеревается построить производственный комплекс площадью 9,5 тысячи кв. м, вложив в него 500 млн рублей.
Кроме того, «Ангиолайн» рассчитывает войти в биомедицинский парк «Зеленая долина», создаваемый вокруг НМИЦ им. Е.Н. Мешалкина пулом инвесторов, готовых профинансировать начинание расчетной стоимостью 6,5 млрд рублей. Растет и продуктовый портфель компании, которая помимо стентов собственной разработки, например «Калипсо», готовит к выпуску и другие медизделия – протезы аорты, стент‑ретриверы для тромбэкстракции и так далее.
Владельцы «Ангиолайна» не побоялись вступить в открытое противостояние с могущественным конкурентом – Виктором Вексельбергом, чей проект по локализации в РФ производства стентов американской Medtronic «Стентекс» получил статус единого поставщика.
Так вот, в октябре 2016 года владелец ГК «Ренова» в эфире телеканала «Россия 24» заявил, что «при потребности, превышающей сотню тысяч изделий, в России полукустарным методом производится чуть больше тысячи коронарных стентов, все остальное – импорт». В «Ангиолайне» записали эти слова на свой счет и подали в арбитраж иск с требованием к Вексельбергу опровергнуть это заявление – в интервью тому же телеканалу.
Суд новосибирская компания проиграла, однако Виктор Вексельберг, к его чести, публично – в телеэфире – принес «Ангиолайну» извинения. Затем «Ангиолайн» в числе прочих российских поставщиков смог пролоббировать протекционистское правительственное постановление, дающее всем отечественным производителям стентов, а не только компании Вексельберга, преимущества на рынке госзаказа.
В августе нынешнего года на форуме «Технопром‑2018» совладелец компании Андрей Кудряшов выступил с еще более дерзкой инициативой – предложил правительству на волне борьбы с ССЗ упростить процедуру госзаказа стентов и разрешить медучреждениям закупать крупные партии изделий у российских производителей напрямую. То есть по совокупности заслуг и поступков «Ангиолайн» вполне можно именовать лидером рынка, редкой настоящей российской инновационной компанией с убедительным финрезом, а также иллюстрацией сбывшейся мечты об импортозамещении в медпроме. Все это так, но с одной существенной оговоркой.
СКЛЕЕННЫЕ СТРАНИЧКИ ОДНОКЛАССНИКОВ
Как следует из материалов разбирающего сегодня кипу связанных с «Ангиолайном» исков Новосибирского арбитража, в начале 2013 года Кудряшов и Французов договорились об инвестициях в производство стентов со своей бывшей одноклассницей по физматшколе (информация из открытых источников) Натальей Лебедевой, в тот момент работавшей на солидных позициях в группе «Ренессанс‑Капитал».
Партнеры предложили Лебедевой вложить $5 млн (150 млн рублей по тогдашнему курсу) в обмен на блокирующий пакет в 25% в новом АО «Ангиолайн». По достигнутой договоренности, она должна была сначала обменять на акции первый транш в 120 млн рублей, а затем консолидировать обещанный ей пакет, выкупив недостающие бумаги лично у Кудряшова и Французова.
Так и поступили: Лебедева в 2013 году приобрела 90,5 тысячи акций нового АО через ЗАО «Проспект онлайн». Еще 109,5 тысячи впоследствии были куплены на люксембургскую Healthcare Solutions Holding SA, тогда, как следует из материалов дела, подконтрольную Лебедевой (правда, в этой части сделки фигурировала уже другая цена – 750 рублей за акцию). В результате, вложив 150 млн рублей, инвестор получила лишь 20% АО «Ангиолайн».
«Высокие технологии, импортозамещение и год кардиологии одновременно. Эти инвестиции были сделаны до объявления 2015‑го годом кардиологии, таким образом, это либо гениальные инвестиции, либо я слишком наивна», – комментировала Лебедева приобретение блокирующего пакета «Ангиолайна» изданию Finparty в 2015 году.
Тогда же, в 2015 году, стороны пришли к соглашению, согласно которому АО выкупало у собственных акционеров Кудряшова и Французова пакет акций и передавало его Лебедевой, но не в зачет обещанного, а за 37,5 млн рублей. Одноклассница платить отказалась. Партнеры идущей в гору компании, видимо, во избежание неуместного шумного разбирательства в декабре 2016 года решением совета директоров долг Лебедевой списали.
В июне 2017 года совет директоров АО «Ангиолайн» принял решение об уменьшении в 10 раз уставного капитала – с 750 млн до 75 млн рублей путем конвертации в акции с меньшим номиналом. Возникающую в результате переоценки разницу компания обязалась вернуть акционерам.
А в ноябре‑декабре 2017 года совет директоров и собрание акционеров компании приняли еще одно решение – провести допэмиссию, выпустив 1,9 млн акций стоимостью 75 рублей каждая. Глава «Ангиолайна» Кудряшов объяснял изданию Sibru необходимость эмиссии высокими расходами на разработку новых стентов. Владельцами пакета стали члены совета директоров компании Андрей Кудряшов (39,2%), Алексей Французов (60,5%) и Александр Чинин (0,2%).
Наталье Лебедевой допэмиссия явно не понравилась, и в конце декабря 2017 года она обратилась в Новосибирский арбитражный суд с требованием признать недействительным решение внеочередного общего собрания акционеров АО «Ангиолайн» от 19 декабря 2017 года об увеличении уставного капитала общества путем проведения дополнительной эмиссии.
По ее мнению, представленному в ходе судебного разбирательства, действия «Ангиолайна» были направлены не на привлечение инвестиций, а являлись «схемой уменьшения в уставном капитале пакета принадлежащих ей привилегированных акций». По подсчетам Лебедевой, в результате допэмиссии ее доля уменьшилась с 4,73% до 1,63% УК общества.
Лебедева попыталась добиться ареста спорных акций, но проиграла, пройдя всю цепочку от первой инстанции до кассации. В феврале 2018 года, через два месяца после иска Лебедевой, один из акционеров «Ангиолайна» – Александр Чинин, владеющий 0,55% акций, – подал в арбитраж иск о восстановлении задолженности Лебедевой, прощенной советом директоров в декабре 2016 года.
В итоге Арбитражный суд Новосибирской области обязал Лебедеву выплатить 37,5 млн рублей, и апелляция в августе 2018 года оставила решение без изменений. В декабре 2018 года тот же суд вынес еще одно решение не в пользу Лебедевой и отказал в удовлетворении иска о признании недействительным выпуска «Ангиолайном» 1,9 млн акций.
Наталья Лебедева в беседе с Vademecum подтвердила, что в 2013 году инвестировала в АО «Ангиолайн» в обмен на акции, а заодно рассказала, что в ноябре 2017 года продала блокирующий пакет «Ангиолайна», оставив за собой незначительную часть акций и выйдя из совета директоров новосибирской компании.
По ее словам, с момента проведения этой сделки к номинальному держателю блокирующего пакета Healthcare Solutions Holding SA она не имеет отношения. Имя покупателя Лебедева предпочла не раскрывать. По данным Vademecum, впоследствии подтвердившимся, контроль над этим пакетом акций «Ангиолайна» перешел структурам группы «Абсолют» Александра Светакова.
ГРАДУС «АБСОЛЮТА»
«Абсолют» появилась на российском рынке в начале 1990‑х годов как дистрибьютор зарубежной электронной техники. В 1993 году Александр Светаков со своими партнерами создал одноименный банк, который спустя 14 лет за $1 млрд выкупила бельгийская группа KBC. В начале 2000‑х бизнесмен вместе с партнерами – Дмитрием Аксеновым и Дмитрием Саблиным ушли в девелоперские проекты и вскоре оказались в числе крупнейших застройщиков Московской области.
После раздела бизнеса Светаков стал единоличным владельцем группы «Абсолют», в орбиту которой входят компании «ТД Абсолют», «Абсолют страхование» и «Абсолют Недвижимость». Forbes в 2018 году, оценив капитал Светакова в $3,3 млрд, поставил бизнесмена на 38‑ю строчку своего рейтинга.
В пресс‑службе «Абсолюта» Vademecum попросили подождать с ответом по покупке блокирующего пакета акций АО «Ангиолайн» до следующей недели. Однако на письменный запрос редакции, направленный директору по инвестициям ГК «Абсолют» Наталье Трошиной, с адреса корпоративной почты группы пришел ответ за подписью Алексея Слесаря: «Подтверждаю факт сделки, которая состоялась в конце 2017 года. Информация о сумме сделки составляет коммерческую тайну и не подлежит разглашению».
Судя по всему, управленцев «Ангиолайна» такая смена акционера, владеющего блокирующим пакетом, застала врасплох. Компания не согласовала несколько кандидатур от номинального держателя акций Healthcare Solutions Holding SA на членство в совете директоров и под формальным предлогом отказалась предоставлять люксембургской компании протоколы заседаний совета директоров и общего собрания акционеров.
По словам адвоката Сергея Панченко, представляющего интересы ГК «Абсолют» в деле против «Ангиолайна», новый акционер в совете директоров до сих пор не представлен.
«Абсолюту» пришлось идти другим путем. Как следует из материалов суда, в марте 2018 Healthcare Solutions Holding SA подала ходатайство об участии в деле Лебедевой в качестве третьего лица, а также выдвинула иск к АО «Ангиолайн» с аналогичными (чуть ли не дословно повторяющими претензии Лебедевой) требованиями, предъявив суду выписку регистратора о владении пакетом в 202 740 акций, что превышает долю в 20%.
Однако арбитраж отказал люксембургской компании во вхождении в дело Лебедевой, указав: из документов, представленных «Ангиолайном», следует, что, по состоянию на декабрь 2017 года, компания отсутствовала в числе акционеров общества, и отложил рассмотрение иска по существу до принятия решения по делу Лебедевой.
Тем не менее владельцы Healthcare Solutions Holding SA через суд смогли получить заверенные копии корпоративных документов «Ангиолайна», в том числе протоколы общего собрания акционеров и совета директоров. И в ноябре 2018 года им удалось добиться ареста спорных акций в рамках обеспечительных мер. «Ангиолайн» обжаловал это решение в апелляции.
«ГК «Абсолют» сейчас производит оценку состояния дел компании, оценку качества управления. Мы выясняем некоторые юридические нюансы касательно активов компании и деятельности в предыдущие годы, – сообщил Vademecum Сергей Панченко. – Как акционеры компании мы реализовываем свои права, которые даны нам законодательством, выясняем информацию, и после этого руководство группы будет принимать управленческие решения».
Поскольку в судах сейчас рассматривается ряд исков бывшего собственника блокирующего пакета акций Натальи Лебедевой и встречные иски самого «Ангиолайна», подчеркнул адвокат, ГК «Абсолют» со своей стороны не готова подробно это комментировать.
Генеральный директор «Ангиолайна» Андрей Кудряшов в свою очередь заявил Vademecum, что в компании не владеют информацией, каким образом и когда новый акционер стал владельцем акций Healthcare Solutions Holding SA.
«Объективно мы сами не знаем. Из основных акционеров никто ничего не продавал», – рассказал он, добавив, что в соответствии с внутренними корпоративными правилами компания не участвует в обсуждении вопросов, связанных с компетенцией, действиями и решениями акционеров.
Правда, как следует из материалов суда, «Ангиолайн» все же предпринял попытку оспорить принадлежность акций новому владельцу: в октябре 2018 года компания подала в Московский арбитраж иск к швейцарскому Bank Julius Baer & Co Ltd, на счетах которого размещен блокирующий пакет акций, с требованием раскрыть бенефициара.
Свое настояние истец поддержал ссылкой на положения федерального закона №115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В банке на иск «Ангиолайна» отреагировали сдержанно, но твердо, отказавшись принимать претензии в связи с несоответствием иска Гаагской конвенции. Рассмотрение иска в российском суде отложено на 2019 год.
В сентябре 2018 года партнер Кудряшова Алексей Французов подал в Новосибирский арбитражный суд свой иск с требованием признать сделку по продаже 200 тысяч акций «Ангиолайна» ЗАО «Проспект онлайн» в ноябре 2013 года общей стоимостью 150 млн рублей, две сделки самого «Проспект онлайна» по продаже Наталье Лебедевой в том же месяце 90,5 тысячи акций за 67,9 млн рублей и все последующие сделки по продаже этих акций недействительными.
В том же иске Французов утверждает, что пакетом в 202 740 акций до сих пор владеет Наталья Лебедева, и просит суд арестовать акции в рамках обеспечительных мер, запретить ей переоформлять акции и лишить права голоса на собрании акционеров. Среди ответчиков значатся «Проспект онлайн», Наталья Лебедева и Healthcare Solutions Holding SA. Арбитраж на заседании 6 декабря 2018 года отказал заявителю в аресте блокирующего пакета акций, а рассмотрение дела по существу перенес на январь 2019 года.
«Мы не хотим делать преждевременные выводы. «Ангиолайн» является успешным производителем на рынке медицинской продукции, хорошим бизнесом. Когда мы придем к каким‑то выводам о состоянии компании, перспективам участия в ней, мы сообщим», – пообещал Vademecum Сергей Панченко.
Как следует из сведений СПАРК‑Интерфакс, участие в тяжбах не помешало совладельцам «Ангиолайна» переоформить основное юридическое лицо производителя стентов – ООО «Ангиолайн», 75‑процентной долей которого владело АО «Ангиолайн», на другую компанию – зарегистрированное в декабре 2017 года ООО «Латрек», принадлежащее Андрею Кудряшову (37,5%), Алексею Французову (37,5%) и совладельцу биофармацевтической ГК SFM Андрею Артамонову (25%).
Адвокат Панченко назвал это переоформление прав одним из тех тонких моментов, которые очень интересуют ГК «Абсолют»: «Мы сталкиваемся с нежеланием «Ангиолайна» предоставлять информацию об этой операции, что нас очень беспокоит».
Источник:
Vademecum, №20