«Русская рулетка» для «Ангиолайна»
Новосибирский флагман медицинских инноваций отбивает осаду московского интервента: группа компаний «Абсолют» заявила права на пакет акций компании «Ангиолайн». Источник считает единственным выходом из спора если один участник купит долю другого.
Со стороны ситуация некоторыми деталями похожа на рейдерские атаки девяностых и нулевых. В новосибирской истории есть близкий аналог – конфликт совладельцев компании «Карачинский источник». Предприятие по розливу знаменитой минералки создала семья Хританковых. Лет 15 назад между родственниками сложились разногласия, отразившиеся на бизнесе. Контролировавший компанию Владимир Хританков указал несогласным на дверь. Родственники-миноритарии, обидевшись, разбудили дракона – позвали в союзники компанию «А1», подразделение «Альфа-групп», зарабатывавшее на, скажем так, агрессивных и рискованных инвестпроектах. Война акционеров за контроль над «Карачинским источником» шла несколько лет, при активном участии СМИ, судов и правоохранительных органов. Владимиру Хританкову удалось сохранить компанию, но до сих пор остаётся тайной, какой ценой.
Это мы говорим про далеко не самого крупного игрока локального продовольственного рынка. У «Ангиолайна» принципиально другое политическое и экономическое значение. Компания, созданная 10 лет назад с нуля в Новосибирске, сейчас занимает почти 20% национального рынка стентов для кардиохирургии. Когда Андрей Кудряшов с партнёрами начинал бизнес, этот рынок полностью контролировали иностранные производители, которые были готовы дорого заплатить, чтобы не пускать конкурентов в клиники. На этапе становления «Ангиолайну» удалось выдержать прессинг структур миллиардера Виктора Вексельберга, претендовавшего на статус единого поставщика стентов для государства. Инновационные разработки компании входят в обязательный презентационный набор возможностей флагманов новосибирской промышленности. В августе 2018 года стенд «Ангиолайна» на форуме «Технопром», по сути, стал единственным, с которым познакомился Президент Владимир Путин.
Активно занимаясь продвижением на уровне федеральных ведомств, участвуя в выставках и форумах, компания остаётся непубличной. Руководство и акционеры почти не общаются с прессой. Может быть, информационная политика изменится в связи с происходящими вокруг «Ангиолайна» судебными процессами, на которые уже обратили внимание некоторые СМИ. На этой неделе журнал об индустрии здравоохранения «Vademecum» опубликовал подробную статью про корпоративный конфликт, якобы способный поставить под вопрос будущее новосибирской компании.
Интересующиеся найдут изобильный на юридические перипетии материал в интернете. Вкратце, предыстория такова. В 2013 году создатели «Ангиолайна» Андрей Кудряшов и Алексей Французов привлекли инвестором свою знакомую по физматшколе Наталью Лебедеву, пообещавшую 150 млн рублей в обмен на 25% в новом АО «Ангиолайн». Фактически Лебедева денег недодала, оплатив лишь 20%. Тем не менее, неоплаченные 5% ей всё же подарили специальным решением совета директоров. Видимо, примерно на этом этапе урегулирования недовыполненных обязательств между акционерами и инвестором пробежала кошка. В 2017 году акционеры АО «Ангиолайн» уменьшили в 10 раз уставный капитал, чем юридически закрепили выплату разницы для обеспечения возврата инвестиций Лебедевой. Следом собрание акционеров решило провести допэмиссию, предусматривающую выкуп дополнительных акций. Платить за это Лебедева не захотела и обратилась в суд с требованием призвать итоги собрания недействительными, обвинив партнёров в попытке размыть её пакет. Инвестор проиграла все затеянные ею процессы. Но теперь выясняется, что по ходу пьесы отряд не заметил подмены бойца. В комментарии журналу Лебедева сообщила, что ещё в ноябре 2017 года продала люксембургскую Healthcare Solutions Holding SA, на которую якобы был оформлен блокирующий пакет акций «Ангиолайна».
Покупателями признают себя структуры инвестиционной группы «Абсолют», принадлежащей Александру Светакову (№38 в рейтинге богатейших россиян журнала Forbes 2018 года). К здравоохранению в целом и к медицинским инновациям, в частности, бизнес миллиардера не имеет отношения. Бизнесмен знаком с Лебедевой, и она могла вдохновить его на попытку заработать на бизнесе, связанном с импортозамещением в медицине. В статье «Vademecum» адвокат «Абсолюта» Сергей Панченко рассуждает о проверке состояния активов и качества управления «Ангиолайна». На самом же деле, по информации источника в новосибирской компании, Светаков пытается давить всеми юридическими рычагами и уже якобы сделал Кудряшову предложение, которое бизнесмены называют «русской рулеткой»: либо «Ангиолайн» выкупает свои акции у структур «Абсолюта» по предложенной цене, либо «Абсолют» выкупает акции создателей производства стентов.
Третий вариант, предусматривающий роль портфельного инвестора и мирное сосуществование, Светакова вроде как не устраивает. «Ангиолайн» же ставит под сомнение легитимность действий Лебедевой. Между сторонами спора идёт обмен исками. Легальных оснований навязать свой сценарий у нового «инвестора» сейчас нет. Но есть федеральные связи. По сведениям источника ЦДЖ, событиями в «Ангиолайне» внезапно и очень пристрастно заинтересовались в федеральном Минпромторге, чиновники которого намекают на возможность вмешательства других федеральных структур в случае, если стороны конфликта срочно не придут к соглашению. Кудряшов отказывается комментировать ситуацию. Судя по тому, что для «Vademecum» её комментируют представители «Абсолюта», в ближайшее время от москвичей можно ждать новых публичных шагов. В том числе, посредством привлечения госструктур, для которых реальные инновации и импортозамещение могут на деле оказаться не столь важными, как на словах.
Ольга Хинтерберг